[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: KOLDUN 
Практическая магия » Ведическая магия » Божества » БОГ КРИШНА
БОГ КРИШНА
KOLDUNДата: Вторник, 07.10.2014, 23:02 | Сообщение # 1
Сообщений: 99
Статус: Offline


КРИШНА



(др.-инд. krsna, букв. «чёрный», «тёмный», «тёмно-синий»), в индийской мифологии сын Васудевы и Деваки, аватара Вишну.Образ К. многозначен; по-видимому, в нём слились различные мифологические и, может быть, даже исторические прототипы. 
Предполагают, что «чернота» К. - свидетельство южноиндийского, дравидского происхождения его образа. Цвет тела К. - тёмно-синий или тёмно-лиловый (реже он изображается совсем чёрным, тёмно-зелёным или тёмно-коричневым) и сравнивается с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары. К. по природе своей - прежде всего защитник, избавитель. Но для индийца в слове «Кришна», «Чёрный», есть также что-то недоброе, зловещее;это же имя носят (в ведах и позже) различные демоны- асуры . В мифологии джайнов и буддистов К. - фигура отрицательная (у буддистов - глава чёрных демонов, врагов Будды). В индуистской мифологии недобрые свойства К. объясняются ссылками на непостижимость природы бога, его неподвластность человеческим нормам и, как правило, оттеснены на второй план или переосмыслены. 
Самое раннее упоминание о К., сыне Деваки, - в «Чхандогья-упанишаде» (III 17, 6), где он - ученик наставника Гхоры Ангирасы. Однако неясно, тот ли это К., деяния которого описаны в «Махабхарате», «Хариванше» и пуранах. В «Махабхарате» К. действует преимущественно как воитель и политик, союзник пандам», мудрый, мужественный, но порой вероломный в отношениях с врагами. В «Бхагавад-гите», включённой в «Махабхарату» вставной поэме, К. - колесничий Арджуны - перед битвой на Курукшетре являет себя как высшее божество (Вишну) и излагает религиозно-философскую доктрину, получившую (в различных толкованиях) большую популярность в Индии, а позже и за её пределами. В традиционном списке десяти аватар Вишну К. занимает восьмое место. Но иногда (напр., в «Гита-говинде» Джаядевы) К. считается более чем аватарой - полным проявлением Вишну, а его место в десятке аватар занимает Баларама. «Вхагавата-пурана» называет двадцать две аватары Вишну, в числе которых и К. (двадцатый) , и Баларама (девятнадцатый). В «Бхагавата-пуране» (а также в «Вишну-пуране», в более поздней «Брахмавайварта-пуране» и в других пуранах) содержится изложение «биографии» К. с теологическими разъяснениями. В городеМатхура правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него землю, Вишну решает родиться в человеческом облике. Канса слышит предсказание, что он умрёт от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, и убивает всех рождающихся у неё от Васудевы сыновей. Спасается лишь седьмой сын Баларама, а восьмого сына, К., едва тот родился, Васудеве чудесным образом удаётся переправить на другой берег Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха Нанды и его жены Яшоды. Канса, узнав об исчезновении новорождённого, приказывает убить всех младенцев в Матхуре. Детство К., его шалости (похищение масла у Яшоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него коров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардхана, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) - излюбленные темы индийской поэзии. Ещё более популярная тема - любовь пастушек к отроку К. Заслышав свирель пастуха К„ пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение к К. трактуются индусами как символ человеческих душ, устремлённых к слиянию с богом. Но бог неуловим и недостижим: в конце концов, К. покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг - убить Кансу. Убийством тирана завершается юность К. Из пастуха он превращается в воина и политика : восстанавливает справедливую власть в Матхуре и защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом К. переводит всех жителей Матхуры - ядавов в Двараку. новый город, который по его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, К. обретает сначала восьмерых жён (первая из них Рукмини), а затем ещё 16 100 жён. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми жёнами, К. производит многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел К.Вишну, К., решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя. 
В средневековой индийской культуре наибольшую популярность при 
обрёл образ К.-любовника (при этом на первый план выдвинулась одна из пастушек - Радха, хотя в некоторых сектах и областях Индии преобладает культ Рукмини). В поэзии и живописи этот образ получал различные трактовки: и религиозно-аллегорические, и вполне мирские, - грани между которыми установить подчас весьма трудно. В 19-20 вв. некоторые индийские авторы, испытавшие влияние европейской культуры, пытались «очистить» образ К. от эротики и представить К. образцом политического, государственного деятеля (Бонкимчондро Чоттопаддхай в трактате «Жизнь Кришны»; Айодхъясинх Упадхьяй Хариаудх в поэме «Любимый на чужбине»). Сходство некоторых моментов в мифе о К. и в преданиях о жизни Иисуса Христа, а также фонетическая близость имён («Кришна», в другом произношении «Кристна», «Христос») давали основания некоторым исследователям видеть в К. видоизменённый образ Христа, некогда занесённый в Индию кочевыми племенами. Однако эта гипотеза не подтверждена сколько-нибудь убедительно. 
Лит.: Лаллу Джи Лал, Прем Сагар, пер. с хинди, вступит, статья и примечания А. П. Баранникова. М.-Л„ 1937 (Легенды о Кришне, 1); Три великих сказания древней Индии, М., 1978; Archer W. G., The loves of Krishna in Indian painting and poetry, L., 1957; Krishna: myths, rites and attitudes, ed. by М. Singer, Honolulu, 1966; Ruben W., Krishna. Konkordanz und Kommentar der Motive seines Heldenlebens, Istanbul, 1944. 
С. Д. Серебряный.
(Источник: «Мифы народов мира».)Кришна        В городе племени ядавов Матхуре, основанном могучим Лакшманой, аватарой Вишну, правил справедливый Уграсена. Один из ракшасов, уцелевших от побоища, учиненного Рамой и Лакшманой на Ланке, пылая жаждой мести, принял образ Уграсены и соблазнил его жену. Вышло из ее чрева Великое Зло в человеческом облике. По неведению этому Злу дали имя Камса. Пользуясь всеобщей заботой в царском доме и достаточно возмужав, Камса устранил Уграсену и воцарился как его законный наследник. 
        Нет ничего ужаснее Зла на троне, когда его супругой становится страшная сама по себе Власть. Применяя ее, Камса стал преследовать всех, верных Добру, стал рубить головы, подвергая подданных страшным пыткам, и в городе, основанном Вишну, запретил его почитание. 
        И однажды все три мира огласило мычание. Пробудился Индра ото сна и спросил советника-риши: 
        — Что это за звуки? 
        — Это корова-Земля взывает о помощи, ибо злодейства Камсы достигли предела возможного и должен вступить в действие Закон. 
        И отправился Индра в сопровождении всех богов к владыке Закона Брахме. Принял Брахма челобитную и сказал: 
        — Более всего от неистовства Зла пострадал Вишну, пусть он и примет меры. 
        И явились боги к тому, чье тело не описать, дремавшему на змее Шеше. Открыл Вишну глаза, и заколебались в его четырех руках чакра, раковина, булава и лото Выслушал высший дух богов и сказал: 
        — Зло в Матхуре будет низвергнуто и вырвано с корнем. Я возрожусь в одной своей части в человеческом облике. А помощником мне будет часть того, на ком я возлежу, — и при этих словах он коснулся лотосом чешуйчатой спины благого змея. — В своей земной жизни я буду носить имя Кришна, а он — Баларама. Мы будем братьями. Он — старшим, я — младшим. 
        И вскоре сестра Камсы Девака, рожденная от Уграсены, а не от ракшаса, долго не имевшая детей, с радостью сообщила своему супругу Васудеве, что она станет матерью. Васудева, зная о своей непричастности к будущему рождению, понял, что жена его зачала от великого бога, пожелавшего избавить мир от Зла. Но ему было неизвестно, что Зло дальновидно. И появление Камсы стало для него неожиданностью. 
        — Васудева! — сказал Камса. — Моя сестра и твоя жена должна родить того, кто меня убьет и передаст власть Уграсене. Поэтому я ее убью. 
        — Зачем ее убивать? — сказал Васудева. — Ведь ты подругому можешь избавиться от тех, кто для тебя опасен. Я люблю Деваку и ради сохранения ее жизни клянусь передавать рождающихся сыновей тебе. Слово мое нерушимее скалы. 
        Согласившись сохранить сестре жизнь, Камса на всякий случай заточил Васудеву и Деваку в темницу на островке посредине реки. И стали рождаться у Деваки сын за сыном. Шестерых уничтожил Камса, пока Васудева не догадался, как спасти хотя бы одного. На воле у него оставалась еще одна жена — Рохини, которой было разрешено иногда посещать супруга и беседовать с ним через решетку. И передал Васудева Рохини через прутья зародыш в виде крошечной змейки, и она взрастила его в своем чреве, назвав Баларамой. Это и был сын божественного змея Шеши. Через год у Деваки родился еще один ребенок, сразу явивший облик изначального Мужа — был он темнокожим, в гиаре и с ожерельем, с маленькими, похожими на детские игрушки, раковиной, жезлом и лотосом В момент рождения наполнилось мрачное подземелье светом Сквозь стены проникли боги — поклониться новорожденному Но он сразу же вычеркнул это чудо из памяти родителей, чтобы ею считали обыкновен ным ребенком и сделал невидимыми знаки своей власти 
        Чудом удалось Васудеве вместе с младенцем бежать из темницы но оставалось, казалось бы, непреодолимое препятствие бурная река На островке не было даже дерева, чтобы использовать его для переправы Сел Васудева на берегу и загоревал неужели они не спасутся? Младенец же коснулся воды ножками и могучая река сразу же обмелела, и, перейдя русло, оказался Васудева в земле пастухов Гокале Догадываясь что, как только Камсе станет известно о его исчезновении, он сделает все чтобы найти и уничтожить Кришну Васудева пошел на хитрость Он подменил Кришной новорожденную дочь пастушки Яшоды и сделал так, чтобы мать и ее супруг Нанда начисто забыли, что у них родилась девочка 
        И так среди простых пастухов живших у подножья горы Гавардханы оказался величайший из богов, то и дело являвший им чудеса Однажды, отпустив ребенка, чтобы постричь овцу, Яшода заметила, что ее сын ест землю Она побранила Кришну и открыла ему ротик, чтобы очистить от грязи, и увидела что его небо — небесный свод с солнцем, луной и звездами (1) 
        Рос Кришна шаловливым ребенком постоянно учиняя какие-либо проказы У пастушек стало пропадать масло, которое они взбивали с помощью ступки Подумали, что крадет какой-либо чужак сумевший обмануть свирепых собак Когда на охрану селения вышли пастухи, одна из пастушек подняла крик она увидела младенца, облизывающего пустой глиняный котел, в котором недавно хранилось масло И решили пастухи привязать малыша к ступке, чтобы сохранить масло для себя, а его отучить от прожорливости Но как только они ушли, он потащил ступку за собой и вырвал с корнем оказавшиеся у него на пути два дерева На их месте появились двое прекрасных юношей которые когда-то были превращены в деревья, а теперь, расколдованные Кришной, обрели прежний облик 
        Узнав о похищении младенца, Камса распорядился казнить в своем царстве всех новорожденных, после чего правил, никого не опасаясь Когда же ему донесли о чудесах, творимых ребенком в земле пастухов, он понял кто скрывается под видом сына пастуха и пастушки, и отправил к ним ракшаску, придав ей миловидный облик и намазав сосцы ядом Ракшаску пригласили в хижину за стол — разделить с гостеприимными хозяевами трапезу Увидев ползавшего под столом младенца, гостья подняла его и приложила к груди Кришна стал сосать с необычайной силой, и это обрадовало Яшоду, у которой не хватало своего молока Но на глазах Яшоды гостья стала бледнеть и вскоре упала замертво, превратившись в ракшаску И поняли Яшода и ее супруг, что у их сына есть могущественный враг, добивающийся его гибели 
        Этот враг то и дело давал о себе знать Когда Кришна подрос и ему стали доверять пасти скот, на него напал какой-то ракша Об этом стало известно, когда пасгухи пришли навестить мальчика и увидели огромное безобразное туловище, заброшенное на самое высокое дерево, а в руках у Кришны — волосатый хвост, заменивший ему кнутик Все поняли, что Кришна раскрутил чудовище, и хвост его оборвался В другой раз увидели в том месте, где Кришна пас стадо, журавля ростом со слона с открученной головой И также догадались, что это дело ручек Кришны 
        Наступила пора дождей Деревню стало заливать а все окрестности превратились в болото И тогда мальчик, едва начав говорить, обратился к пастухам и дал совет 
        — Вы приносите жертвы Индре и когда бывает засуха, а он дождит так редко, и теперь, когда дождь вам не нужен А если бы вам прекратить приносить жертвы этому богу? 
        Услышал эти слова Индра и пришел в ярость 
        — Кто как не я, — загрохотал он, — первым пришел к Брахме, чтобы ты мог родиться 
        От этого грохота и перекрещивающихся ливней хлынул такой поток, что мог бы и вовсе смыть пастухов вместе с их стадами Тогда поднял Кришна гору Гавардхану и держал ее над деревней как зонт в течение семи дней, пока у Индры не выветрился гнев и он не признал превосходство Кришны 
        Когда Кришне минуло пять лет, родители переселились в другой лес, где мальчик обнаружил необыкновенные способности к музыке Его волшебная [url=http://cityadspix.com/tsclick-BQBE4NPP-VRMIQUYF?url=http%3A%2F%2Fwww.enter.ru%2Freg%2F13242%2Fproduct%2Fgifthobby%2Fshahmati-2070902000352&sa=wp&bt=20&pt=9<=2&tl=3&im=Mjc3NS0wLTE0MTI3MDg0NDItMTg0Njk3NTg=&prdct=083a023003380f330a&kw=%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0]игра на[/url] флейте зачаровывала и коров, которые следовали с мычанием за юным музыкантом, и влюбившихся в него пастушек, покидавших супружеские ложа, чтобы насладиться ласками Кришны Он велел пастушкам взяться за руки и, устроив при лунном свете хоровод, сам пустился в пляс. Хоровод не удался, ибо каждая из пастушек, не соблюдая ни ритма, ни очередности, рвалась к нему Тогда он размножил свой облик, чтобы каждая из влюбленных получила партнера в танце и в любви Сам же Кришна в своем истинном облике плясал с Радхой, воплощением супруги Вишну Лакшми Подобной пляски не знали все три мира И что больше всего удивляло — пастухи увидев свои опустевшие ложа, не питали к совратителю ревности и были им так же очарованы, как и их легкомысленные жены 
        Пришло время Кришне возвращаться в Матхуру Умертвив нечестивца Камсу (2) так же, как Гаруда убивает змей, он вернул власть Уграсене И поселился Кришна вместе с братом в городе Но не было у него покоя на родине С одной стороны, его теснил тесть Камсы, правитель Магадхи Джарасандха с другой пришедшие с берегов далекого Западного моря яваны. И вынужден был Кришна покинуть свое царство и вместе с ядавами переселиться на океанское побережье, в земли царя Видарбхи, где за ночь построил неприступный город Двараку. Одна из дочерей Видарбхи Рукмини стала шестнадцатитысячной женой Кришны, притом главной из них. От Рукмини имел Кришна десять сыновей. Первенец Придуман был воплощением Камы. 
        Именно в это время к Кришне в Двараку явились с приглашением участвовать в битве противники — Арджуна и Дурьйодхана. Отдав предпочтение Арджуне, Кришна согласился стать его колесничим и советником. 
        В отсутствие Кришны в Двараке вожди ядавов перессорились между собой. Когда он вернулся и попытался их примирить, против примирителя выступили враждующие стороны. На глазах у Кришны был убит его сын Придуман и смертельно ранен верный брат Баларама. 
        В отчаянии покинул Кришна Двараку и стал скитаться по окружающим город лесам. Однажды, когда он задремал на земле, подняв ногу на пень, проходивший охотник, принявший пальцы за рога, а ступню за голову оленя, пустил стрелу и пробил ему пятку — единственное уязвимое место на теле Кришны. 
        И умер Кришна, оплакиваемый сыновьями и женами. Рукмини вместе с семью другими женами бросилась в погребальный костер. Скончался и Баларама. Через семь дней после того как души братьев соединились с Вишну и Шешей (3), Дварака была смыта волнами. 
        Примечания: 
        1. Кришна впервые появляется в «Чхандогья-упанишаде» как ученик Ангирасы (III, 17, 6), но неясно, идентичен ли он Кришне, сыну Деваки. В эпосе Кришна — воин и союзник Пандавов. 
        2. Камса — дочь Карны. 
        3. Шеша — тысячеголовый змей.
 
Практическая магия » Ведическая магия » Божества » БОГ КРИШНА
Страница 1 из 11
Поиск:
Рекомендуем
Скрыть/показать

Мини-чат
Скрыть/показать
Рекомендуем
Скрыть/показать
Статистика
Скрыть/показать


%